Списание \»Ночного ястреба\»

Списание "Ночного ястреба"

До конца апреля 2008 года легендарный самолет-невидимка F-117 будет снят с вооружения

11 марта на базе ВВС США Райт-Паттерсон состоялась первая неформальная церемония прощания с легендарным самолетом-невидимкой F-117 Night Hawk. До конца апреля текущего года весь парк угловатых машин будет поставлен на хранение. Несмотря на свою малозаметность, самолет был весьма неустойчив в управлении. За 27 лет эксплуатации ВВС США потеряли девять F-117, четыре из них, по некоторым оценкам, — в ходе боевых действий. На смену «Ночным ястребам» должны прийти самолеты, созданные в рамках менее амбициозных проектов.

Списание \"Ночного ястреба\"

До конца апреля 2008 года легендарный самолет-невидимка F-117 будет снят с вооружения

11 марта на базе ВВС США Райт-Паттерсон состоялась первая неформальная церемония прощания с легендарным самолетом-невидимкой F-117 Night Hawk. До конца апреля текущего года весь парк угловатых машин будет поставлен на хранение. Несмотря на свою малозаметность, самолет был весьма неустойчив в управлении. За 27 лет эксплуатации ВВС США потеряли девять F-117, четыре из них, по некоторым оценкам, — в ходе боевых действий. На смену \»Ночным ястребам\» должны прийти самолеты, созданные в рамках менее амбициозных проектов.


Откуда все началось

Идея конструкции самолета-невидимки, способного оставаться незаметным для РЛС противника, была заимствована специалистами компании Lockheed Martin из книги советского ученого Петра Яковлевича Уфимцева под названием \»Метод краевых волн в физической теории дифракции\». Книга была опубликована в журнале Московского радио-инженерного института в 1964 году. В ней излагалась теория отражения радиоволн от плоских поверхностей. Согласно расчетам ученого, аппараты, изготовленные из плоских панелей, наклоненных под определенными углами, могут эффективно отражать излучение РЛС и тем самым обеспечивать высокий уровень радиомаскировки. В книге отмечалось, в частности, что стремление создать самолет из плоских панелей может привести к ухудшению аэродинамических характеристик машины, в частности, не исключалась значительная потеря управляемости и устойчивости полета. На то время создать подобный летательный аппарат без электронных систем управления полетом не представлялось возможным.

Однако уже в 70-е годы с появлением первых образцов вычислительной техники и программного обеспечения такая идея выглядела более реалистично, особенно для представителей ведущих американских оборонных компаний. По признанию главного изобретателя американских \»самолетов-невидимок\» Бена Рича, именно книга Уфимцева легла в основу создания нового самолета, прототип которого в 1975-76 годах стал победителем в конкурсе секретных проектов экспериментальной технологии \»стелс\» (XST — Experimеntal Stealth Technology). Макет прототипа под название The Hopeless Diamond был разработан на основе компьютерной программы Echo 1. В 1977 году были построены два прототипа, которые были на 40 процентов меньше расчетных параметров. В 1978 и 1980 годах оба прототипа разбились, однако были получены необходимые данные для последующего создания полномасштабных опытных машин YF-117A-LO. Всего было создано пять экспериментальных самолетов. Разработка F-117 велась подразделением перспективных разработок компании Lockheed Martin — группой Skunk Works.

Первую готовую машину Skunk Works передала на испытания ВВС США 16 января 1981 года. Самолеты экспериментальной партии получили обозначение F-117FSD. Принятие на вооружение первого серийного самолета состоялось в октябре 1983 года. Он получил обозначение F-117A. Внешне серийный образец отличался от опытного F-117FSD большим размером хвостового оперения. Несколько позже самолету F-117A присвоили наименование Night Hawk (\»Ночной ястреб\»). Во время испытаний и в первые пять лет эксплуатации самолет также называли \»Таракан\» (Cockroach) — его приходилось днем постоянно прятать в ангарах, чтобы новинку не засекли советские разведывательные спутники. Все полеты проводились только ночью.

Списание \"Ночного ястреба\"

Создание формы планера по критерию уменьшения заметности действительно привело к значительному ухудшению аэродинамики машины. Основной проблемой стала неустойчивость машины на малых скоростях и слабая маневренность. С целью обеспечения необходимого уровня стабилизации полетов на машине были применены специальные электронные системы, алгоритм их работы выверялся по несколько раз в ходе испытаний. Исследования показали, что без системы стабилизации самолет на малых скоростях становится неуправляемым и резко повышается вероятность его падения.

Всего было выпущено 59 серийных машин (номера 785-843), хотя первоначально ВВС США планировали закупить более сотни таких самолетов. На первом этапе в 1983-1985 годы ежегодно производилось по восемь машин. Однако начавшееся улучшение отношений между СССР и США, а также широкое развертывание в Советском Союзе комплексов С-300 привели к снижению интереса командования ВВС США к наращиванию группировки F-117A. Стоимость одного серийного самолета, по официальным данным на 1990 год, составляла более 42,6 миллиона долларов. На всю программу к тому времени было израсходовано около 6,56 миллиарда долларов. В дальнейшем (после 1992 года) было израсходовано дополнительно 400 миллионов долларов на модернизацию оборудования состоящих на вооружении \»стелсов\». Дорогостоящими оказались и мероприятия по обеспечению режима секретности — на их долю пришлось 10-15 процентов общей стоимости программы. Темп производства упал до четырех, затем трех машин в год, а последний серийный самолет этого типа был поставлен 12 июля 1990 года.

Предназначение и конструкция

F-117А представляет собой одноместный дозвуковой тактический ударный самолет, предназначенный для скрытного проникновения на малых высотах через систему ПВО противника и атак стратегически важных наземных объектов военной инфраструктуры (ракетные базы, аэродромы, центры управления и связи и т. п.), а также для поиска и уничтожения несущих боевое дежурство в воздухе самолетов ДРЛО.

F-117А — самолет с низкорасположенным крылом, V-образным оперением и надкрыльными воздухозаборниками двигателей. В его конструкции широко используются фасеточные формы (от франц. facette — грань), которые обеспечивают основную долю (90 процентов) снижения эффективной площади рассеивания. Фюзеляж имеет необычную треугольную конфигурацию. Открывающийся вверх фонарь кабины выполнен в виде цельной конструкции, пять панелей остекления имеют многослойное электропроводящее золотосодержащее покрытие для предотвращения радиолокационного облучения внутрикабинного оборудования и снаряжения летчика. Крыло у F-117A — большой стреловидности, трапециевидное (67,5 градуса).

Самолет F-117A
Производитель: Lockheed Martin

Экипаж: 1 человек

Макс. скорость: 970 км/ч

Боевая дальность действия: 917 км

Практический потолок: 13716 м

Длина: 20,3 м

Высота: 3,78 м

Размах крыльев: 13,3 м

Площадь крыльев: 105,9 м2

Вес пустой: 13381 кг

Макс. взлетный вес: 23625 кг

Двигатель: 2х General Electric F404-GE-F1D2

Тяга двигателей (мощность): 2 х 46,7 кН

Вооружение:

# Боевая нагрузка — 2268 кг.

# УР воздух-земля AGM-88 HARM, AGM-65 Maveric, AGM-137 TSSAM, AGM-154 JSOW, AGM-154 JASSM.

# две 907-кг бомбы с оптическим наведением GBU-10, GBU-12, GBU-27 Paveway или BLU-109 c лазерным наведением

# или ядерные бомбы B-61 (100/500 килотонн)

# или две бомбы Mk.84или Mk.61 или GBU-30 (31,32) JDAM 2 боеприпаса WCMD

Кабина у F-117 одноместная, с обзором только вперед. За ней, сверху фюзеляжа, есть приемник системы дозаправки топливом в полете, который подсвечивается ночью с помощью фары, размещенной в выступе над кабиной летчика. Автомат тяги позволяет самолету выйти на рубеж применения оружия с точностью до нескольких секунд. Установлена также электронно-оптическая система навигации, обнаружения и сопровождения целей.

В качестве основного конструкционного материала F-117A используется алюминий с титановыми панелями в районе двигателя и выхлопной системы. Задняя кромка самолета позади сопел двигателя покрыта керамическими плитками, отражающих тепло выхлопных газов. Сложная система выпуска самолета включает в себя элементы скольжения и кварцевые плитки, компенсирующие тепловое расширение элементов системы.

Воздухозаборники прикрыты специальными решетками, которые обеспечивают поглощение радиоволн. Подобным образом защищены от облучения и выхлопные сопла двигателей. Радиосвязных антенн и других излучающих устройств на поверхности планера нет. Весь планер покрыт радиопоглощающими материалами RAM (Radar-Absorbent Material) нескольких типов. Покрытие состоит из частиц магнитодиэлектрика (карбонильное железо) и полимеров. Внешние поверхности и внутренние металлические элементы самолета выкрашены ферромагнитной краской черного цвета, которая повышает малозаметность и способствует рассеиванию тепла.

На F-117 установлены два двухконтурных турбореактивных двигателя General Electric F404-GE-F1D2. Узкие сопла создают плоскую по форме выхлопную струю, что обеспечивает ее быстрое охлаждение. Шасси трехопорное, с газово-масляными амортизаторами, топливные баки встроены в конструкцию крыла.

Для уменьшения стоимости разработки на F-117A использованы технические решения, узлы и агрегаты от уже существующих самолетов. Так, двигатели и многое из приборного оборудования взято от F/A-18, система управления — от F-16, также использованы отдельные элементы от устаревших на то время машин — SR-71, Т-33, С-130 и другие.

Боевое крещение

Командование ВВС США впервые применило F-117 в ходе вторжения в Панаму в декабре 1989 года. Тогда две машины взлетели с аэродромы Тонопа и с несколькими дозаправками в воздухе достигли границ этой страны. F-117А должны были атаковать панамскую базу ВВС недалеко от Рио Хато и нанести удар по казармам, но тогда они цель не поразили.

В ходе военной операции в Персидском заливе в 1991 году самолеты F-117A совершили около 1300 вылетов и поразили прямыми попаданиями около 1600 целей в Ираке, налетав 6905 часов. В операции использовалось 42 машины F-117A, на их счету — поражение около 31 процента всех целей в течение первых суток воздушной кампании. F-117A были единственными самолетами коалиции, которые использовались для нанесения ударов по центру Багдада.

Во время военной операции в Югославии 27 марта 1999 года самолет F-117A с бортовым номером 82-806 был сбит комплексом С-125 \»Печора\» 3-й батареи 250-й бригады ПВО, которой командовал сербский полковник Дани Золтан. Согласно заявлениям командования НАТО, самолет оказался уязвим главным образом из-за того, что сербские устаревшие С-125 работали на длинных волнах, тогда как F-117A конструировался с расчетом на современные коротковолновые РЛС. Это дало возможность сербским средствам ПВО обнаружить и поразить \»невидимку\». В то же время по заявлению Дани Золтана поражение самолета F-117A стало возможным благодаря отсутствию каких-либо мер предосторожности со стороны командования НАТО при применении \»невидимок\» в Югославии. \»Стелсы\» совершали полеты по одному и тому же маршруту в установленное время, поэтому сербам удалось их отследить и уничтожить одну машину, после чего режим полетов сразу же был изменен. Также F-117A использовался во время антитеррористических операций в Афганистане и Ираке. По некоторым оценкам, ВВС США в целом в ходе боевых действий потеряли до четырех машин.

Первое (не боевое) падение F-117A произошло 20 апреля 1982 года. Тогда американская авиация потеряла первый серийный самолет (хвостовой номер 785). Основной причиной аварии стала неправильная установка системы управления полетом, что привело к опрокидыванию F-117A при взлете и последующему его возгоранию.

Списание \"Ночного ястреба\"

Фрагмент фонаря кабины F-117. Фото с сайта Fas.org

Вторая авария случилась ночью 11 июня 1986 года, когда в вершину горы врезался восьмой по счету серийный F-117A (хвостовой номер 792), пилот погиб. Основной причиной катастрофы был назван человеческий фактор. Для сокрытия последствий инцидента все обломки самолета были собраны, а вместо них разбросаны элементы старого самолета F-101A Voodo.

Третий \»Ночной ястреб\» потерпел крушение ночью 14 октября 1987 года по вине пилота в результате столкновения с землей на полигоне авиабазы Неллис. Это был 31 серийный самолет (хвостовой номер 815). Основной причиной называлась потеря пилотом ориентации в ночных условиях.

Во многом из-за таких аварий (в ночное время) командование ВВС США приняло решение об использовании самолета днем и постепенном его рассекречивании. 10 ноября 1988 года Пентагон официально признал существование самолета-неведимки, а в СМИ появилась первая фотография F-117A. Только после этого начались дневные полеты, до этого он летал исключительно ночью с базы Тонопа. Первая публичная демонстрация двух F-117A состоялась 21 апреля 1990 года на авиабазе Неллис.

4 августа 1992 года в результате пожара была потеряна 18-я серийная машина (хвостовой номер 802). 14 сентября 1997 года в ходе авиашоу неподалеку от Балтимора, штат Мэриленд, у одного из F-117A в полете разрушилось крыло. Самолет рухнул на землю, пострадали 6 человек. Пилот сумел катапультироваться. Всего до середины 1999 года с летной эксплуатации сняли девять F-117A, в том числе и те, которые еще не выработали свой ресурс.

В настоящее время два \»Ночных ястреба\» из числа предсерийных самолетов (F-117FSD) установлены на постаменты при въездах на авиабазы Неллис и Райт-Паттерсон. Самый первый F-117A находится на пьедестале перед базой Неллис, Невада, второй (хвостовой номер 781) в музее авиабазы Райт-Паттерсон, Огайо. В Белградском музее авиации можно увидеть остатки F-117A, сбитого в небе над Сербией.

Несмотря на вполне успешное боевое применение, самолет, разработанный более 27 лет назад, уже устарел. Первые выработавшие свой ресурс \»невидимки\» были сняты с вооружения в марте 2007 года.

Планируется, что F-117A будет заменен на многоцелевые самолеты F-22 \»Раптор\» и F-35, которые больше соответствуют современным требованиям ведения боя, в первую очередь, в условиях антитеррористических операций.

Николай Головлев


Источник материала

Добавить комментарий