Анатомия пит-стопа

По материалам январского номера F1Racing

Анатомия пит-стопа

У команды есть десять секунд, чтобы сменить резину и дозаправить машину во время пит-стопа. Десять секунд, за которые нужно выполнить множество операций, одни из которых очевидны зрителям, другие — подчас незаметны, но не менее важны. Журналист британского F1Racing Джеймс Робертс приехал на один из финальных уик-эндов прошлого сезона, чтобы пройти процедуру пит-стопа вместе с его непосредственными участниками, сотрудниками Renault: менеджером Стивом Нильсеном, главным механиком Гэвином Хадсоном (тот самый парень «с леденцом на палочке»), заправщиком Пьеро Паллавичини и Хейкки Ковалайненом, пит-стоп которого и стал основой этого материала.

За сорок секунд до пит-стопа 28 механиков Renault покидают боксы и начинают готовить стандартную процедуру, которую они отрабатывают от сорока до шестидесяти раз за уик-энд. Если в пятницу и субботу можно говорить о рутине, то в часы гонки команда работает под невероятным прессингом, когда от небольшой задержки или ошибки зависит не только результат Хейкки, но и успех напряженной работы всей команды — инженеров, техников, механиков и гонщиков…По материалам январского номера F1Racing

Анатомия пит-стопа

У команды есть десять секунд, чтобы сменить резину и дозаправить машину во время пит-стопа. Десять секунд, за которые нужно выполнить множество операций, одни из которых очевидны зрителям, другие — подчас незаметны, но не менее важны. Журналист британского F1Racing Джеймс Робертс приехал на один из финальных уик-эндов прошлого сезона, чтобы пройти процедуру пит-стопа вместе с его непосредственными участниками, сотрудниками Renault: менеджером Стивом Нильсеном, главным механиком Гэвином Хадсоном (тот самый парень \»с леденцом на палочке\»), заправщиком Пьеро Паллавичини и Хейкки Ковалайненом, пит-стоп которого и стал основой этого материала.

За сорок секунд до пит-стопа 28 механиков Renault покидают боксы и начинают готовить стандартную процедуру, которую они отрабатывают от сорока до шестидесяти раз за уик-энд. Если в пятницу и субботу можно говорить о рутине, то в часы гонки команда работает под невероятным прессингом, когда от небольшой задержки или ошибки зависит не только результат Хейкки, но и успех напряженной работы всей команды — инженеров, техников, механиков и гонщиков…

Начало пит-стопа: 0\»00
Анатомия пит-стопа
Хейкки Ковалайнен, гонщик

\»Останавливаясь в боксах я смотрю на ноги механиков, чтобы даже случайно их не задеть. Нужно заехать ровно в середину зоны обслуживания, правда из кокпита гонщик не видит разметки — переплетение рук, ног и шлангов здорово мешает, но механики, обслуживающие передние шины, вытягивают руки точно на линии, где должна находиться передняя ось. У остальных руки убраны — это мой ориентир. Я подъезжаю к боксам, нажимаю кнопку нейтральной передачи и в нужный момент жму на тормоз. Остановиться чуть раньше — это катастрофа, придется снова двинуться с места и снова остановиться, здесь нужно все делать точно\».

Стив Нильсен, менеджер

\»Мы стараемся, чтобы после свободных заездов около боксов образовался слой отработанной резины, он улучшает сцепление с трассой, динамику торможения и последующего старта. Важна максимальная точность, когда Хейкки заезжает на место обслуживания, механик, обслуживающий заднее правое колесо вставляет пневматический гайковерт фактически еще до того, как машина полностью остановилась\».

От начала пит-стопа прошло 1\»45

Анатомия пит-стопа

Стив Нильсен, менеджер

\»В этот момент передние и задние гайковерты находятся в гнездах, подсоединен шланг заправочной машины\».

Гэвин Хадсон, главный механик

\»Как только машина остановилась, я смотрю на шланг заправочной машины — если он находится точно напротив бака и бак открыт, все хорошо. Дозаправка — самая длительная процедура на пит-стопе, она занимает от шести до десяти секунд, а механики, если не возникает проблем, меняют шины за четыре секунды. Самое главное в этот момент — открывшаяся крышка бака и соединение со шлангом топливной машины\».

Пьеро Паллавичини, заправщик

\»Парни помогают держать шланг — он весит больше сорока килограммов и без посторонней помощи у меня будут проблемы с подключением. Механики следят за моими ногами — я делаю шаг в сторону, они делают шаг в сторону, я иду вперед, они идут вперед — как в балете. Мы подключаем шланг и, как только он фиксируется, автоматика включает насос. Зеленая лампочка — система готова, желтая — топливо поступает в машину, красная — заправка окончена\».

От начала пит-стопа прошло 3\»24

Анатомия пит-стопа

Гэвин Хадсон, главный механик

\»По ходу гонки инженеры спрашивают гонщика о балансе машины, об избыточной или недостаточной поворачиваемости. Мы можем компенсировать ее, удалив или добавив один из элементов резервного переднего спойлера, изменив давление в шинах, но обычно все ограничивается регулировкой угла атаки антикрыла. Если эта процедура необходима, ее проводит механик, меняющий переднюю правую шину, а его функции берут на себя два оставшихся механика\».

Стив Нильсен, менеджер

\»После того, как механики вставили гайковерты, машину необходимо зафиксировать — если она сдвинется в сторону, соединение с креплением колеса может нарушиться. Разумеется, у нас есть резервная пневматика, на случай, если что-то пойдет не так — все дублируется, как в авиации. Каждую шину меняют трое механиков, эти парни конкурируют между собой, что идет на пользу делу. Эти люди, как правило, не меняются, работают в одной бригаде. Вы видели их сегодня, вы увидите их вместе и через несколько лет.

Если повреждена передняя часть машины и её нужно поменять, то мы не можем использовать стандартный подъемник — четверо парней поднимают машину, а пятый подсовывает под днище специальный подъемник (красный, на фотографии сверху). Его нужно поместить в точно в определенное место, механики делают это с закрытыми глазами\».

От начала пит-стопа прошло 4\»67

Анатомия пит-стопа

Гэвин Хадсон, главный механик

\»Когда машина заезжает в боксы, я оглядываю пит-лейн, чтобы убедиться в отсутствии помех. Непосредственно перед пит-стопом я смотрю на тайминг — если в пределах десяти секунд от Хейкки есть другой гонщик и он еще не заезжал на пит-стоп, значит у нас есть шанс и его нельзя упустить\».

Стив Нильсен, менеджер

\»У механиков целый арсенал дополнительного оборудования. К примеру — острые резаки, на случай, если придется отрезать кусок от доски, потерявшей крепление на днище машины. Мы не использовали их в последние семь лет, но однажды, еще до того, как я перешел в Renault, ножи пригодились, и с тех пор они в арсенале механиков\».

Гэвин Хадсон, главный механик

\»На конце \»леденца\» два индикатора, красный и желтый. В момент, который мы сейчас обсуждаем, очевидно горит красный, но перед гонкой я примерно знаю, сколько продлится пит-стоп — это просчитывается заранее, слежу за действиями механиков и в определенный момент включаю желтый индикатор. Гонщик поднимает обороты, а я ищу глазами четыре поднятых руки — сигнал к тому, что я могу выпустить Хейкки\».

Хейкки Ковалайнен, гонщик

\»Я держу ногу на тормозе и включаю первую передачу, когда машина еще стоит на подъемнике. Главное — следить за огнями на конце \»леденца\», в нужный момент поднять обороты, зажать левой рукой переключатель сцепления и отпустить его, когда леденец поднимется вверх\».

От начала пит-стопа прошло 6\»12

Анатомия пит-стопа

Пьеро Паллавичини, заправщик

\»Чтобы отсоединить заправочный шланг, я делаю шаг назад и тяну красную ручку, которая дает команду механизму замка. Со стороны это выглядит, как непрерывный процесс, на самом деле — две разных функции, которые не дают топливу шансов пролиться на машину. Разве что упадет пара капель…\»

Стив Нильсен, менеджер

\»Если вы посмотрите на заправщика, то увидите у него на поясе пластиковую крышку. Топливный бак машины открывается автоматически, когда гонщик нажимает кнопку ограничения скорости на пит-лейн. Если механизм отказывает и люк не открывается, его нужно оторвать. Вместо него, после пит-стопа, ставится крышка. Прежде подобного у нас не происходило, но нужно быть готовым ко всему. У нас есть отдельный механик, который при необходимости заменит руль или прочистит воздухозаборники\».

Гэвин Хадсон, главный механик

\»Как только я вижу, что четыре руки механиков подняты вверх, то смотрю на заправщика. Если он окончил работу, машину можно выпускать на трассу\».

От начала пит-стопа прошло 8\»98

Анатомия пит-стопа

Гэвин Хадсон, главный механик

\»Очевидно, как только вы отпускаете гонщика, нужно быть готовым к тому, что на его машине может заглохнуть мотор. Если это происходит, то леденец опускается вновь и механик заводит мотор стартером\».

Стив Нильсен, менеджер

\»Когда парень, который снимает левое заднее колесо, заканчивает свою работу, он берет стартер и готов к тому, чтобы при необходимости завести заглохшую машину. Другой механик подхватывает тележку с приводом стартера, чтобы сохранить мобильность — между ними короткий двухметровый кабель, а машина может заглохнуть, уже двинувшись с места\».

Гэвин Хадсон, главный механик

\»Одна из важнейших заповедей — главный механик, \»человек с леденцом\», ни при каких условиях не должен покидать свой пост. К примеру, если возникают проблемы с левым задним колесом, то ничего не могу сделать, даже если вижу, в чем причина. Если я двинусь в сторону, гонщик может подумать, что ему разрешают вернуться на трассу.

Гонщики всегда спешат. Хуже всего, когда они наблюдают за ходом дозаправки в зеркалах. Однажды Фернандо Алонсо отпустил сцепление, увидев, что дозаправка закончена, но в тот момент механики еще не сменили резину. К счастью, машина еще стояла на подъемнике и все обошлось\».

Хейкки Ковалайнен, гонщик

\»Нужно доверять парням, которые работают с вами во время пит-стопа. Они не выпустят машину, если есть помехи на пит-лейн или любые другие проблемы. Это их зона ответственности, до тех пор, пока \»леденец\» не поднят вверх, я отключаюсь и стараюсь не думать о том, что происходит вокруг\».

Источник материала

Анатомия пит-стопа: 0 комментариев

Добавить комментарий