По материалам январского номера F1Racing
У команды есть десять секунд, чтобы сменить резину и дозаправить машину во время пит-стопа. Десять секунд, за которые нужно выполнить множество операций, одни из которых очевидны зрителям, другие - подчас незаметны, но не менее важны. Журналист британского F1Racing Джеймс Робертс приехал на один из финальных уик-эндов прошлого сезона, чтобы пройти процедуру пит-стопа вместе с его непосредственными участниками, сотрудниками Renault: менеджером Стивом Нильсеном, главным механиком Гэвином Хадсоном (тот самый парень "с леденцом на палочке"), заправщиком Пьеро Паллавичини и Хейкки Ковалайненом, пит-стоп которого и стал основой этого материала.
За сорок секунд до пит-стопа 28 механиков Renault покидают боксы и начинают готовить стандартную процедуру, которую они отрабатывают от сорока до шестидесяти раз за уик-энд. Если в пятницу и субботу можно говорить о рутине, то в часы гонки команда работает под невероятным прессингом, когда от небольшой задержки или ошибки зависит не только результат Хейкки, но и успех напряженной работы всей команды - инженеров, техников, механиков и гонщиков...По материалам январского номера F1Racing
У команды есть десять секунд, чтобы сменить резину и дозаправить машину во время пит-стопа. Десять секунд, за которые нужно выполнить множество операций, одни из которых очевидны зрителям, другие - подчас незаметны, но не менее важны. Журналист британского F1Racing Джеймс Робертс приехал на один из финальных уик-эндов прошлого сезона, чтобы пройти процедуру пит-стопа вместе с его непосредственными участниками, сотрудниками Renault: менеджером Стивом Нильсеном, главным механиком Гэвином Хадсоном (тот самый парень \"с леденцом на палочке\"), заправщиком Пьеро Паллавичини и Хейкки Ковалайненом, пит-стоп которого и стал основой этого материала.
За сорок секунд до пит-стопа 28 механиков Renault покидают боксы и начинают готовить стандартную процедуру, которую они отрабатывают от сорока до шестидесяти раз за уик-энд. Если в пятницу и субботу можно говорить о рутине, то в часы гонки команда работает под невероятным прессингом, когда от небольшой задержки или ошибки зависит не только результат Хейкки, но и успех напряженной работы всей команды - инженеров, техников, механиков и гонщиков...
Начало пит-стопа: 0\"00
Хейкки Ковалайнен, гонщик
\"Останавливаясь в боксах я смотрю на ноги механиков, чтобы даже случайно их не задеть. Нужно заехать ровно в середину зоны обслуживания, правда из кокпита гонщик не видит разметки - переплетение рук, ног и шлангов здорово мешает, но механики, обслуживающие передние шины, вытягивают руки точно на линии, где должна находиться передняя ось. У остальных руки убраны - это мой ориентир. Я подъезжаю к боксам, нажимаю кнопку нейтральной передачи и в нужный момент жму на тормоз. Остановиться чуть раньше - это катастрофа, придется снова двинуться с места и снова остановиться, здесь нужно все делать точно\".
Стив Нильсен, менеджер
\"Мы стараемся, чтобы после свободных заездов около боксов образовался слой отработанной резины, он улучшает сцепление с трассой, динамику торможения и последующего старта. Важна максимальная точность, когда Хейкки заезжает на место обслуживания, механик, обслуживающий заднее правое колесо вставляет пневматический гайковерт фактически еще до того, как машина полностью остановилась\".
От начала пит-стопа прошло 1\"45
Стив Нильсен, менеджер
\"В этот момент передние и задние гайковерты находятся в гнездах, подсоединен шланг заправочной машины\".
Гэвин Хадсон, главный механик
\"Как только машина остановилась, я смотрю на шланг заправочной машины - если он находится точно напротив бака и бак открыт, все хорошо. Дозаправка - самая длительная процедура на пит-стопе, она занимает от шести до десяти секунд, а механики, если не возникает проблем, меняют шины за четыре секунды. Самое главное в этот момент - открывшаяся крышка бака и соединение со шлангом топливной машины\".
Пьеро Паллавичини, заправщик
\"Парни помогают держать шланг - он весит больше сорока килограммов и без посторонней помощи у меня будут проблемы с подключением. Механики следят за моими ногами - я делаю шаг в сторону, они делают шаг в сторону, я иду вперед, они идут вперед - как в балете. Мы подключаем шланг и, как только он фиксируется, автоматика включает насос. Зеленая лампочка - система готова, желтая - топливо поступает в машину, красная - заправка окончена\".
От начала пит-стопа прошло 3\"24
Гэвин Хадсон, главный механик
\"По ходу гонки инженеры спрашивают гонщика о балансе машины, об избыточной или недостаточной поворачиваемости. Мы можем компенсировать ее, удалив или добавив один из элементов резервного переднего спойлера, изменив давление в шинах, но обычно все ограничивается регулировкой угла атаки антикрыла. Если эта процедура необходима, ее проводит механик, меняющий переднюю правую шину, а его функции берут на себя два оставшихся механика\".
Стив Нильсен, менеджер
\"После того, как механики вставили гайковерты, машину необходимо зафиксировать - если она сдвинется в сторону, соединение с креплением колеса может нарушиться. Разумеется, у нас есть резервная пневматика, на случай, если что-то пойдет не так - все дублируется, как в авиации. Каждую шину меняют трое механиков, эти парни конкурируют между собой, что идет на пользу делу. Эти люди, как правило, не меняются, работают в одной бригаде. Вы видели их сегодня, вы увидите их вместе и через несколько лет.
Если повреждена передняя часть машины и её нужно поменять, то мы не можем использовать стандартный подъемник - четверо парней поднимают машину, а пятый подсовывает под днище специальный подъемник (красный, на фотографии сверху). Его нужно поместить в точно в определенное место, механики делают это с закрытыми глазами\".
От начала пит-стопа прошло 4\"67
Гэвин Хадсон, главный механик
\"Когда машина заезжает в боксы, я оглядываю пит-лейн, чтобы убедиться в отсутствии помех. Непосредственно перед пит-стопом я смотрю на тайминг - если в пределах десяти секунд от Хейкки есть другой гонщик и он еще не заезжал на пит-стоп, значит у нас есть шанс и его нельзя упустить\".
Стив Нильсен, менеджер
\"У механиков целый арсенал дополнительного оборудования. К примеру - острые резаки, на случай, если придется отрезать кусок от доски, потерявшей крепление на днище машины. Мы не использовали их в последние семь лет, но однажды, еще до того, как я перешел в Renault, ножи пригодились, и с тех пор они в арсенале механиков\".
Гэвин Хадсон, главный механик
\"На конце \"леденца\" два индикатора, красный и желтый. В момент, который мы сейчас обсуждаем, очевидно горит красный, но перед гонкой я примерно знаю, сколько продлится пит-стоп - это просчитывается заранее, слежу за действиями механиков и в определенный момент включаю желтый индикатор. Гонщик поднимает обороты, а я ищу глазами четыре поднятых руки - сигнал к тому, что я могу выпустить Хейкки\".
Хейкки Ковалайнен, гонщик
\"Я держу ногу на тормозе и включаю первую передачу, когда машина еще стоит на подъемнике. Главное - следить за огнями на конце \"леденца\", в нужный момент поднять обороты, зажать левой рукой переключатель сцепления и отпустить его, когда леденец поднимется вверх\".
От начала пит-стопа прошло 6\"12
Пьеро Паллавичини, заправщик
\"Чтобы отсоединить заправочный шланг, я делаю шаг назад и тяну красную ручку, которая дает команду механизму замка. Со стороны это выглядит, как непрерывный процесс, на самом деле - две разных функции, которые не дают топливу шансов пролиться на машину. Разве что упадет пара капель...\"
Стив Нильсен, менеджер
\"Если вы посмотрите на заправщика, то увидите у него на поясе пластиковую крышку. Топливный бак машины открывается автоматически, когда гонщик нажимает кнопку ограничения скорости на пит-лейн. Если механизм отказывает и люк не открывается, его нужно оторвать. Вместо него, после пит-стопа, ставится крышка. Прежде подобного у нас не происходило, но нужно быть готовым ко всему. У нас есть отдельный механик, который при необходимости заменит руль или прочистит воздухозаборники\".
Гэвин Хадсон, главный механик
\"Как только я вижу, что четыре руки механиков подняты вверх, то смотрю на заправщика. Если он окончил работу, машину можно выпускать на трассу\".
От начала пит-стопа прошло 8\"98
Гэвин Хадсон, главный механик
\"Очевидно, как только вы отпускаете гонщика, нужно быть готовым к тому, что на его машине может заглохнуть мотор. Если это происходит, то леденец опускается вновь и механик заводит мотор стартером\".
Стив Нильсен, менеджер
\"Когда парень, который снимает левое заднее колесо, заканчивает свою работу, он берет стартер и готов к тому, чтобы при необходимости завести заглохшую машину. Другой механик подхватывает тележку с приводом стартера, чтобы сохранить мобильность - между ними короткий двухметровый кабель, а машина может заглохнуть, уже двинувшись с места\".
Гэвин Хадсон, главный механик
\"Одна из важнейших заповедей - главный механик, \"человек с леденцом\", ни при каких условиях не должен покидать свой пост. К примеру, если возникают проблемы с левым задним колесом, то ничего не могу сделать, даже если вижу, в чем причина. Если я двинусь в сторону, гонщик может подумать, что ему разрешают вернуться на трассу.
Гонщики всегда спешат. Хуже всего, когда они наблюдают за ходом дозаправки в зеркалах. Однажды Фернандо Алонсо отпустил сцепление, увидев, что дозаправка закончена, но в тот момент механики еще не сменили резину. К счастью, машина еще стояла на подъемнике и все обошлось\".
Хейкки Ковалайнен, гонщик
\"Нужно доверять парням, которые работают с вами во время пит-стопа. Они не выпустят машину, если есть помехи на пит-лейн или любые другие проблемы. Это их зона ответственности, до тех пор, пока \"леденец\" не поднят вверх, я отключаюсь и стараюсь не думать о том, что происходит вокруг\".
Огромное спасибо, было интересно по читать.
Да, здорово.